Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
13 сентября, пятница
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Школа–вуз–предприятие

В одном из номеров газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России мы рассказывали о сотрудничестве Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) и ААК "Прогресс" в направлении "школа–вуз–предприятие".

Стоит сказать, что сотрудничество в этом плане идёт продуктивно, и познавательные экскурсии, которые проходят в университет, дают свои результаты. Ребята непременно поступают на инженерные специальности ДВФУ, а после его окончания приходят на авиационный завод трудиться.

Таких экскурсий было проведено в текущем году несколько. Одна из них была организована Приморским региональным отделением Союза машиностроителей России, ПАО ААК "ПРОГРЕСС" и ДВФУ. В ней участвовали учащиеся Инженерного класса города Арсеньева.

"Наша задача – продемонстрировать, раскрыть инженерную специальность в авиастроении с разных сторон. Программа образовательного проекта для старшеклассников "Инженерный класс" включает не только изучение дисциплин, но и профильные мастер-классы, экскурсии по заводу и ДВФУ. Экскурсия в лаборатории ДВФУ – завершающее мероприятие для десятиклассников "Инженерного класса" в этом учебном году. Второй год обучения у ребят – это полное погружение в проектную работу по тематике предприятия, поэтому сегодня мы посетим Центр организации проектной деятельности Инженерной школы ДВФУ, далее нас ждут в лаборатории механических испытаний и структурных исследований материалов. Мы будем испытывать образцы сплавов алюминия, магния и стали на прочность. И в заключение мы посетим лабораторию химического анализа. Уверена, что это будет познавательно, полезно", – рассказала корреспонденту газеты "Прогресс Приморья" о предстоящей экскурсии помощник руководителя аппарата Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, ведущий специалист по персоналу авиакомпании "Прогресс" Ирина Анатольевна Клочкова.

Отметим, ребята в тот день побывали в разных лабораториях и мастерских, познакомились со многими техническими, механическими, химическими процессами, лабораторными экспериментами.

Запомнилась встреча с директором филиала ДВФУ в городе Арсеньеве, руководителем центра организации проектной деятельности Инженерной школы ДВФУ Сергеем Викторовичем Дубовицким. Он пригласил ребят на экскурсию в лабораторию химического анализа. Сергей Викторович отметил, что экскурсия является частью программы, которую можно назвать "Школа–вуз–предприятие". "Учащиеся Инженерного класса имеют возможность своими глазами не только увидеть современное оборудование, но и наблюдать за испытаниями, проводимыми здесь".

После окончания экскурсии корреспондент нашей газеты встретилась с Сергеем Викторовичем и задала ряд вопросов.

– Посещая экскурсии на заводах ОПК, школьники с ранних лет приобщаются, возможно, к будущей профессии. Так ли нужны университетские экскурсии?

– Прежде чем ответить на ваш вопрос, скажу: мы с Инженерным классом Арсеньева вместе с представителями авиакомпании "Прогресс" провели встречу и познакомили школьников с приборной базой ДВФУ, который имеется у Центра проектной деятельности ИШ. Это пространство представляет собой набор мастерских, задача которых – оказывать сервисную помощь при реализации проектной деятельности. Проектная деятельность – это инструментарий, который позволяет студентам получить некие практические компетенции и навыки проектной работы, которые считаются крайне необходимыми в экономике, если хотите, в современном текущем мире. На мой взгляд, проектная деятельность как форма действия, форма принятия управленческих решений должна внедряться как можно раньше. Правильно поступил г. Арсеньев, введя проектную деятельность для школьников 9, 10, 11-х классов, пусть даже факультативом, для отдельного Инженерного класса. Нужно как можно раньше посвящать ребят не только в идеологию проектной деятельности, но и обу­чать отдельным формам принятия решений, выработки действий, разработки идей и так далее. Где, когда это можно сделать? Именно в процессе экскурсионной работы. Сомнений нет, такие экскурсии необходимы.

– Как вы относитесь к проекту школа–вуз–предприятие?

– Такое сотрудничество – одна из самых правильных форм взаимодействия всех участников этого процесса. Предприятия региона имеют определённые потребности в решении каких-то производственных, инженерных, а может, и экономических потребностей. Взаимодействие со школами и вузами позволит им найти способы решения этих потребностей, то есть школам и вузам нужно совместно отработать навыки решения проектного управления. Прошедшая экскурсия носила обзорный характер, в её процессе школьники познакомились с решением проектной задачи в лабораторных условиях, когда выработана тактика, понятен замысел, и необходимо физическое воплощение какого-то инженерного решения как продукта. Это связано с обработкой материалов, получения изделий, прототипов и так далее. Необходимо дать понять школьниками, что мы стараемся предоставить им максимальную свободу в выборе способа получения решения, решения какой-либо задачи, поставленной предприятием.

– Как на практике решаются поставленные задачи?

– Здесь вуз пошёл таким путём. Среди сотрудников проводится опрос по потребностям каких-то проектных задач. Такие задачи могут быть кафедральными, находиться в поле потребностей всего вуза или целой отрасли. Студент сам выбирает проект, который ему нравится. В один проект могут попасть и энергетики, и нефтяники, и механики, и электронщики для решения какой-то одной комплексной задачи. Эта дисциплина встроена в учебный план и реализуется два семестра 3-го курса. Во время экскурсии был сделан акцент на перспективные отрасли, котирующиеся в мире: машиностроение, робототехника, мобильная робототехника. Инженерное направление и локальные отрасли. Наш вуз имеет достижения в области робототехники. У нас разрабатываются собственные подводные аппараты, мы готовим операторов для эксплуатации этих аппаратов. Разработки используются, поскольку выпускники пополняют ряды сотрудников ДЦСС, "Восточной верфи", "Прогресса". Из своего опыта скажу, что мои выпускники постоянно внедряют свои инженерные решения на предприятиях города Владивостока.

В своё время я занимался социальными проектами в области молодёжной политики. Получил хороший опыт. С 2007 года преподаю. В течение трёх лет занимался чтением лекций, проводил практические работы, после чего был включён в группу по реализации в ДВГТУ инновационной программы по развитию учебной базы университета. Появились новые стенды, современное учебное оборудование…

– Много ли сегодня в вузе практик?

– Если брать практику как единицу учебного процесса в прошлом, то количество учебного времени осталось прежним, но если брать наполнение практик, то здесь всё существенно изменилось. У многих кафедр наполняемость стала объёмней, модернизирована приборная база, пришли более наглядные, современные пособия. Не все лаборатории и мастерские увидели школьники из Арсеньева. Но на первых порах этого вполне достаточно. Пошаговое знакомство позволяет как бы ввести ребят в профессию, дать им возможность что-то увидеть и пополнить свой багаж какими-то практическими знаниями.

«Прогресс Приморья», № 35 (548) от 13.09.2019 г.

Елизавета Романовская

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно