Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
29 августа, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

История боевой машины

Окончание. Начало в номере за 4 июля

Первый вариант двухместной разведывательно-ударной модификации Ка-50, представленный в сентябре 1994 г. макетной комиссии, был выполнен с максимально возможным использованием агрегатов и деталей серийной машины. Так, остекление кабины собиралось из готовых элементов, применяемых на Ка-50. Широкая кабина с угловатыми очертаниями ухудшала обтекаемость вертолета и увеличивала его радиолокационную заметность. Поэтому такой вариант был отвергнут макетной комиссией, которая рекомендовала переделать переднюю часть фюзеляжа двухместного вертолета, оснастив кабину новым остеклением. Подобная компоновка была выполнена к середине 1996 г., когда на опытном производстве фирмы "Камов" началось изготовление первого образца Ка-52.

Для постройки первого Ка-52 решено было использовать серийный Ка-50 № 01-02, носивший ранее бортовой № 021. У вертолета была демонтирована передняя часть фюзеляжа, вместо которой в стапеле началась сборка и пристыковка новой. Работы были завершены к ноябрю 1996 г. Одновременно машину оснастили сразу несколькими обзорно-прицельными системами с целью выбора наиболее рационального варианта оборудования. В таком виде Ка-52, окрашенный в черный цвет и получивший новый бортовой номер 061, был впервые представлен журналистам 19 ноября 1996 г. Буквально накануне этого пока только наземного показа он обрел новое звучное имя "Аллигатор", которое крупными белыми буквами нанесли на левый борт фюзеляжа.

Что же представляла собой первая двухместная модификация "Черной акулы"? По заявлениям разработчиков, на 85% Ка-52 был унифицирован с серийным Ка-50. От него "Аллигатор" унаследовал силовую установку, несущую систему, крыло, оперение, шасси, среднюю и хвостовую части фюзеляжа. Главное отличие — новая передняя часть с двухместной кабиной, в которой члены экипажа размещаются рядом на катапультируемых креслах — таких же, как на Ка-50. В кабину они попадают через откидывающиеся вверх створки фонаря. Ручки управления вертолетом есть как на левом месте, так и на правом. Приборное оборудование кабины стало новым — большую часть традиционных электромеханических указателей заменили жидкокристаллические дисплеи. Необходимая пилотажная и прицельная информация выводится также на ИЛС летчика. В распоряжении штурмана-оператора имеется бинокуляр-перископ оптической системы с большой кратностью увеличения, визир которого расположен в сферическом обтекателе под кабиной.

Что касается летных характеристик "Аллигатора", то вполне понятно, что по сравнению с Ка-50 они несколько ухудшились. Оборудование рабочего места штурмана-оператора и размещение ряда новых систем привели к увеличению взлетной массы с 9800 до 10400 кг, что при сохранении прежней силовой установки повлекло, например, уменьшение статического потолка с 4000 до 3600 м, а динамического — с 5500 до 5000 м. В дальнейшем фирма "Камов" планирует повысить летные характеристики Ка-52 за счет применения более мощных двигателей совместной разработки санкт-петербургского "Завода им. В.Я. Климова" и ОАО "Мотор Сич", развивающих мощность 2500 л.с. на взлетном и 2700 л.с. на кратковременном чрезвычайном режимах.

Первый экземпляр Ка-52 в декабре 1996 г., еще до начала летных испытаний, был продемонстрирован на авиационной выставке "Аэро-Индия-96" в городе Бангалор. После возвращения домой подготовка к первому вылету была возобновлена. 25 июня 1997 г вертолет поднял в воздух летчик-испытатель Алексей Смирнов. Эта машина в дальнейшем неоднократно переделывалась и поныне остается единственным двухместным аппаратом семейства. Ни на миг — и до сих пор — не прекращают работы по усовершенствованию систем нового вертолета специалисты КБ "Камов" с учетом опыта боевого применения и мнений боевых летчиков.

Конец 2008 года ознаменовался для авиакомпании "Прогресс" началом выпуска Ка-52 "Аллигатор". В 2009 году выпущено десять вертолетов марки "Ка". Осуществлена поставка трех вертолетов Ка-50 с учетом ранее изготовленных и оплаченных отдельных законченных устройств. Сданы три вертолета Ка-52. Кроме того, четыре вертолета Ка-52 сданы по отдельным законченным технологическим циклам. Три Ка-52 установочной партии (№51, 52, 53) поступили на совместные государственные испытания, в которых участвовали как специалисты ОАО "Камов", так и представители Минобороны. Эти машины можно было видеть на Параде Победы 9 мая 2010 года в Москве.

31 августа и 1 сентября 2010-го на территории "Прогресса"  прошли торжественные мероприятия, посвященные началу серийного выпуска на предприятии новых боевых вертолетов Ка-52 и запуску нового литейного производства. Это был настоящий большой праздник и "Прогресса", и всего города Арсеньева. Наконец, как в былые времена, завод заработал в несколько смен. Люди с энтузиазмом окунулись в работу, появилась уверенность в завтрашнем дне, а главное — заводчане почувствовали свою востребованность, необходимость и нужность. А еще они воочию увидели результаты своего труда. Увидели то, чем можно и нужно гордиться.

Теперь на повестке — освоение корабельной модификации "Аллигатора" и нового камовского вертолета Ка-62. Огромными темпами идет модернизация производства, внедрение инновационных технологий. "Прогресс", входящий в состав ПРО СМР,  преображается с каждым днем. Сегодня мы знаем, что у нашего завода большое будущее. А это значит, что будет жить и процветать и наш Арсеньев — город-красавец, город-труженик.

«Прогресс Приморья», № 34 (246) от 29.08.2013 г.

Елена Ефимова

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно