Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
02 февраля, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

От «почетного» — к «заслуженному»

За восьмидесятилетнюю историю лидирующего предприятия Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России ПАО ААК "ПРОГРЕСС" здесь трудились сотни тысяч людей, для многих из них личная судьба неразделимо связана с судьбой предприятия. Немало ярких имен вписаны золотыми буквами в трудовую летопись прославленной авиационной компании. Среди сотрудников завода есть сотни награжденных орденами, медалям и другими знаками отличия. Это простые труженики, которые честно работают на благо оборонной промышленности нашей страны. На счету предприятия — славные трудовые достижения, которые поддерживает и современное поколение машиностроителей.

За многолетний безупречный труд, личный вклад в развитие авиационной промышленности, высокие производственные показатели почетное звание "Заслуженный машиностроитель Российской Федерации" присвоено заместителю главного технолога ПАО ААК "ПРОГРЕСС" Василию Петровичу Средних.

Василий Петрович родился в Сибири, в городе Прокопьевске Кемеровской области. После окончания школы и службы в армии по приглашению армейского товарища приехал в Арсеньев. Его семья уже к тому времени перебралась в Приморье.

Свой трудовой путь Василий Петрович начал в 1977 году учеником сборщика-клепальщика в цехе агрегатной сборки. В 1978 году по направлению от предприятия поступил учиться в Харьковский авиационный институт на факультет самолётостроения, после его окончания в 1984 году вернулся в тот же цех производственным мастером. Полным ходом шло производство боевого вертолета Ми-24 и его модификаций.

"Прогресс" шел по пути своего развития. Менялись материалы, технологии, оборудование. И в 1985 году на смену металлу пришли полимерные материалы. Стали необходимы и специалисты, которые бы грамотно во всем разбирались. Василий Петрович в составе группы из пяти человек был направлен на обучение в Московский авиационно-технологический институт на факультет полимерных композиционных материалов.

По возвращении он со знанием дела занялся внедрением новых технологий и материалов на авиационном предприятии. Перешел в отдел главного металлурга в бюро неметаллов.

При его непосредственном участии был создан цех по производству лопастей и изделий из композиционных материалов. Он курировал строительство цеха, так как требовались конкретные изменения в типовом проекте цеха под специфику производства.

"Перед освоением производства Ка-50 появились новые технологии и новые материалы. А на заводе в то время не было даже такого цеха, — начал свой рассказ Василий Петрович Средних. — Мы с коллегой Александром Семеновичем Шмирко, большим энтузиастом этого новшества, на заводе с нуля осваивали производство композитов, одновременно строился цех, впоследствии он стал первым его начальником. С целью приобретения опыта мы посетили с ним Ростовский и Казанский вертолетные заводы. Смотрели, изучали, перенимали".

В 1985-1987 годах Василий Средних участвовал в освоении производства вертолета Ка-50. На производстве внедрялось новое уникальное оборудование — автоклав немецкой фирмы "Шольц", пропиточные машины, новые технологические процессы, сотовые конструкции, органопластики и углепластики на связующих горячего отверждения, высокоресурсные подшипники скольжения из оргалона.

За время работы на предприятии Василий Петрович прошел трудовой путь до заместителя главного технолога, зарекомендовав себя высококвалифицированным специалистом в области производства изделий из полимерных композиционных материалов. Принимал активное участие в освоении производства всех изделий, выпускаемых предприятием.

В 1988-1992 годах участвовал в освоении производства крупногабаритных конструкций самолета Ан-74.

Коллективом под руководством Василия Петровича и при его непосредственном участии в 1992-1998 годах было освоено серийно производство лопастей из полимерных композиционных материалов для вертолета Ми-34С. Это новое для предприятия производство требовало разработки сложной технологической оснастки, технологических процессов и поиска новых решений.

Также группой специалистов под его руководством освоен метод намотки лонжеронов на станках с числовым программным управлением и успешно проведены государственные прочностные и ресурсные испытания. Освоение производства лопастей значительно сократило цикл изготовления и себестоимость изделия, полностью исключило транспортные расходы на доставку лопастей из Москвы и помогло предприятию быть независимым от поставщиков, обеспечило загрузкой значительную часть производственных мощностей, предотвратив вынужденный простой персонала.

При изготовлении закрылка самолета Су-80ГП Василием Петровичем был разработан и внедрен принципиально новый метод формирования интегральных конструкций, нигде ранее не применявшийся, спроектирована и изготовлена оснастка. При освоении и внедрении мотогондолы самолета-амфибии Бе-103 для г. Комсомольска-на-Амуре также были внедрены уникальные высокопрочные интегральные конструкции из влагостойких композиционных материалов.

В сжатые сроки, с 2007 по 2009 годы, этим же коллективом освоено производство лопастей несущего винта боевой машины Ка-52, проведены квалифицированные испытания с присвоением летного ресурса и начато их серийное производство.

С 2013 года на предприятии идет освоение производства гражданского вертолета Ка-62, который имеет насыщенность композиционными материалами до 60 %.

 "На сегодняшний день применяются совершенно новые материалы, требующие, соответственно, новых технологий, — с гордостью за производство говорит Василий Петрович. — Все меняется очень быстро. Раньше кроме стеклопластика и эпоксидной смолы ничего не было, теперь появилось большое разнообразие композитных материалов".

В настоящее время завершено освоение процесса изготовления крупногабаритной оснастки из композиционных материалов методом вакуумной инфузии смолы, что позволило решить многие задачи, в частности, оптимизировать процесс транспортировки (за счет снижения веса тяжелых форм), сократило время прогрева оснастки более чем на 50 %, исключило линейное расширение оснастки и компрессионное сжатие деталей при охлаждении. Также освоено изготовление облегченных мастер-моделей с использованием полимерной модельной пасты в качестве рабочей поверхности.

Таким образом, благодаря высококвалифицированной работе Василия Петровича Средних и его коллектива производство изделий из полимерных композиционных материалов в ПАО ААК "ПРОГРЕСС" поднято на качественно новый уровень.

Василий Петрович постоянно участвует в разработке и внедрении планов технического развития предприятия по повышению качества и надежности изготовленных на предприятии изделий, мероприятий по унификации и стандартизации, по сертификации производственных процессов. Организует работу по внедрению мероприятий технического прогресса и лично обеспечивает контроль над их исполнением. В совершенстве знает технологическое оборудование подведомственных подразделений.

В должности заместителя главного технолога Василий Петрович проявил себя как грамотный организатор, требовательный к подчиненным. Обладает высоким чувством ответственности к выполняемым обязанностям.

Василий Петрович обладает прекрасным талантом дипломата, благодаря чему легко сходится с людьми, он замечательный собеседник, с ним легко можно обсудить любую тему, за что он снискал всеобщее уважение и авторитет в коллективе, руководителем которого является, а также среди работников других отделов и цехов. Ценит и любит своих коллег.

"Работа у нас коллективная и творческая, — делится он. — Как только мы получаем чертеж, сразу его прорабатываем на технологичность, определяем возможность изготовления. Если что-то конструктором спроектировано неверно, вносим замечания, подсказываем, как нужно сделать правильно. Цех подготовки производства изготавливает оснастку по нашим чертежам. Когда оснастка поступает в цех деталей и агрегатов из ПКМ, закупается материал, мы вместе с рабочими в цехе отрабатываем технологию изготовления детали. А когда заказываем и проектируем оснастку, то уже представляем себе технологию будущего производственного процесса и даем конструкторам техническое задание. Делая оснастку, мы должны сразу предполагать технологию её изготовления, даже если она еще не написана. То есть идти на шаг впереди".

Его способности к обучению, развитию и работа над собой заставляют постоянно постигать новые вершины — как в прямом, так и переносном смысле слова. Ещё со студенческих лет Василий Петрович увлекся альпинизмом. Объездил все республики бывшего СССР, где есть горы. Покорил многие знаменитые вершины. Ну а Приморский край им исхожен вдоль и поперёк. Увлекаясь туризмом, он сплавлялся по рекам. После развала Союза горы пришлось оставить. Сейчас по-прежнему ведет активный и спортивный образ жизни: зимой бегает на лыжах, летом любит посидеть с удочкой, размышляя над новыми проектами.

За высокий профессионализм Василий Петрович неоднократно поощрялся администрацией предприятия. В 2006 году удостоен звания "Почетный машиностроитель Российской Федерации".

«Прогресс Приморья», № 04 (416) от 02.02.2017 г.

Анжела Алексеенко, фото автора

 

SQL Error: Disk full (/tmp/#sql_4bf5_2.MAI); waiting for someone to free some space... (errno: 28 "No space left on device")
Query: SELECT a.*, b.name AS catname, b.pretty_url AS caturl FROM progress_news2 a LEFT JOIN progress_news2cat b ON (a.id_cat=b.id) WHERE a.status="1" AND a.cdate<="2023-09-24 11:46:18" AND b.status="1" AND b.special="1" ORDER BY a.cdate DESC, id DESC LIMIT 1
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно