Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
01 августа, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

"Диалоги", "Прогресс", проблемы и перспективы…

Окончание. Начало в номере за 25 июля

В бизнес-клубе "Диалоги" состоялось выездное заседание — "Промышленность Приморского края: настоящее и будущее. Проблемы и перспективы".

"В сфере промышленного производства края существует ряд системных проблем, — сказал в своем выступлении директор департамента промышленности и транспорта администрации Приморского края Иван Тирских. — Среди которых: нехватка и старение специалистов, проблема подготовки и переподготовки, привлечения и закрепления производственных рабочих и специалистов, отсутствие механизма реализации поручений правительства, ассимилирование строительства жилья для предприятий оборонного комплекса. Проблемы использования контрафактной продукции при производстве работ по реализации государственного заказа, проблема модернизации и обновления производственного оборудования, проблема содержания мобилизационного резерва, а также редко используемого оборудования.

Это лишь малая часть уже созревших текущих рабочих проблем. И считаю, что у нас с вами большое поле совместной деятельности в сфере выработки рекомендаций и предложений стратегического плана, направленных на благо и развитие края. В том числе анализ проектов и правовых актов, подготовка предложений для разработки стратегии развития промышленности по видам деятельности. А также рассмотрение инвестиционных проектов в сфере промышленности. Программой развития промышленности Приморского края на 2013-17 годы среди приоритетных направлений развития определены инновационные и высокотехнологичные производства. Убежден, что необходимо и перспективно для экономики края привлекать в край не просто инвестиции как таковые, а инвестиции в прорывное производство. И прежде всего — в машиностроение. Это создание собственного высокотехнологичного литейного и гальванического производства, развитие других производств, в том числе механообработки. В этом направлении арсеньевские предприятия имеют хорошие перспективы".

"Впервые администрацией края создан документ долгосрочного планирования (в данном случае на пять лет — с 2013 до 2017 года), — отметил один из авторов "Плана социально-экономического развития Приморского края до 2017 года", руководитель Дальневосточного центра экономического развития и интеграции России в АТР Николай Матвиенко. — В основу его лег анализ ситуации, который показал, что, несмотря на то, что промышленность края находилась под серьезным ударом, сегодня мы видим очевидную динамику развития этого сегмента. И если сопоставить эту кривую с кривой роста экономики ДВФО, то заметно — она и определяет ее геометрию. Звучит слишком амбициозно, но это так! Даже кризисные события недавних лет не помешали нам развивать эту отрасль.
Самая серьезная проблема, с которой мы живем и будем жить долго, — демография. Это наши трудовые ресурсы, это цена на их приобретение, это составляющая издержек и в конечном итоге — конкурентоспособность продукции, которая у нас создается.
И картина здесь весьма тревожная, поскольку в течение ближайших пяти-восьми лет к станкам и в цеха придут те, кому сейчас 10-15 лет. А это будет очень небольшой приток собственных трудовых ресурсов. Таким образом, мы будем вынуждены либо их переучивать, чтобы повысить качество, либо тратить серьезные средства на приобретение ценных специалистов из других территорий РФ или из-за рубежа.

Это не новость, и, в частности, создание ДВФУ — одна из попыток как-то смягчить демографический удар. Но применительно к обрабатывающей промышленности (где навыки формируются десятилетиями) пережить такой удар будет достаточно сложно. Тем более что конкуренция за трудовые ресурсы предполагается жесткой. На самом деле выкарабкаться мы можем только вместе. Поэтому вопрос комплексного решения социально-экономического развития является ключевым".

"Предприятия и программа развития края до 2017 года четко указывает на то, что нам необходимо инновационное развитие, необходимо внедрение инновационных разработок, — резюмировал выступление коллеги руководитель аппарата ПРО СМР Михаил Колтович.

— Но всегда у каждого руководителя предприятия есть один и тот же вопрос: где взять деньги?! Мы обратились к нашему другу, члену СоюзМаш Игорю Феликсовичу Коршенко, чтобы он нам подсказал ответ на вопрос: куда становиться в очередь, чтобы найти деньги для нашего развития?"

"…Деньги можно взять из разных мест, — ответил Игорь Коршенко. — Первая позиция — это государство, вторая — венчурный капитал, третья — Фонд содействия развитию малых предприятий. Еще один механизм, меньше всего востребованный у нас, — Российский фонд технологического развития и бизнес-ангельское инвестирование. Механизм получения денег имеет достаточно простой алгоритм — нужно подготовить заявку, найти конкурс, сделать проект и пройти экспертизу этого проекта. Целевые программы составляют порядка 8% расходов федерального бюджета и являются одним из самых важнейших средств в реализации научно-технической инновационной деятельности. Я привел десяток программ, которые максимально финансируются из федерального бюджета…"

"Хочу проинформировать вас о кузнице инженерных кадров, о ее сегодняшнем состоянии, — взял слово директор Инженерной школы Александр Беккер. — Сегодня у нас, наследников ДВПИ и ДВГТУ, гуманитариев нет, но все инженерные специальности сохранены — машиностроение, горное дело, строительство, электроэнергетика, кораблестроение, развиваем нефтяное дело. Надежды на развитие подтверждаются кампусом, куда мы уже на 60% переехали. В связи с объединением мы радикально изменили структуру — школа, кафедры. Плюс внутренние изменения, введен институт руководителей образовательных программ.

Важным элементом работы для нас является связь с производством, благодаря чему активно развивается структура дополнительного образования. Выделяются серьезные деньги на оборудование, мы создаем новые лаборатории. На крупнейших предприятиях планируется создание инженерных центров — по кораблестроению, по энергосбережению. Наши заводы пока работают по старинке, но уже появляются новые станки — речь идет о комплексной модернизации.

Можно говорить о серьезном перевооружении "Прогресса", и в этом ключе мы смотрим на подготовку кадров и в этом направлении развиваем контакты со всей промышленностью Приморского края. С присвоением нового статуса университету стало легче выходить на корпорации. Смотрим на перспективу и уверены, что лаборатории, укомплектованные новейшим оборудованием, будут. Этому способствует финансирование — только университет готов вложить почти миллиард, есть возможность вложить еще полтора миллиарда в закуп оборудования".

"Такого совещания в таком формате на этом предприятии еще не было, — заметил управляющий директор Арсеньевского авиационного предприятия "Прогресс", депутат ЗАКСа, председатель ПРО СМР Юрий Денисенко. — Тем более, что сегодня мы обсуждаем те вопросы, которые касаются и нашего предприятия, и всей промышленности края. Тема конференции — "Проблемы промышленности…", и потому хочу остановиться на самых глобальных из них, которые интересуют всех машиностроителей. Самое важное для нас то, что сегодня мы имеем уникальную возможность к дальнейшему активному развитию. В связи с тем, что много средств было инвестировано в экономику Приморья во время подготовки края к саммиту АТЭС, у нас появился кампус на Русском, обновлена инфраструктура в регионе. Все это придает импульс для дальнейшего развития промышленности края.

Но, тем не менее, проблемы существуют. Первое: инвестиции необходимо привлекать, и они, я уверен, придут в регион. Направить их следует на создание новых предприятий и производств, для чего у нас в крае создана законодательная база. Сегодня для всех нас важен так называемый продуктовый ряд — высокотехнологичное производство, заказ на которое мы получаем от института-разработчика, который в регионе имеется! Это серьезная проблема. С ней сталкивается высокотехнологичная региональная промышленность. Сегодня сложно получить для производства какие-то дополнительные объемы. Эту задачу необходимо решать совместными усилиями с властями региона, с предприятиями, которые уже интегрированы в холдинги. Должны быть соглашения, должен возникнуть диалог, чтобы стало ясно, какие площадки создавать, какие ресурсы уже имеются. А холдинговые компании должны предоставлять тот продуктовый ряд, который мы и должны развивать на наших площадках. Самая большая проблема в реализации всех этих проектов — производительность труда. Поскольку если мы не создадим более эффективные площадки, чем уже есть в России, разработчик просто не разместит у нас свой проект.

Но во главе всех процессов стоит человек. Даже несмотря на ситуацию с демографией мы смогли только за год привлечь больше двух тысяч человек. Но вопросы подготовки персонала, его мотивация и идеология не соответствуют мировым уровням и стандартам, позволяющим выйти на мировые уровни по производительности труда. Пример завода авиационных двигателей во Франции, аналогичного "Прогрессу", ясно показывает: производительность труда там — 20 миллионов рублей, это выработка на одного рабочего. В холдинге "Вертолеты России" эта цифра не превышает 1,8 миллиона. Вот где ресурс и в чем я вижу дальнейшее развитие производства и промышленности в целом. Но только модернизации недостаточно, необходимо в первую очередь менять логику мышления тысяч сотрудников. Требуется глобальная комплексная переподготовка персонала — в вопросах планирования, вопросах управления затратами. Это тот провал в промышленности, который не позволяет нам двигаться вперед. Даже для того, чтобы привлечь инвестиции, нужен нормальный инвестпроект. Его должны подготовить люди, но их тоже нет. И получается замкнутый круг: чтобы привлечь инвестиции и получить прибыль — нужны люди. Но мы не можем привлечь квалифицированных специалистов, потому что у нас сравнительно невысокая заработная плата. Думаю, важнейшая задача — переподготовка персонала, поскольку существующими предприятиями должны управлять исключительно подготовленные менеджеры. И пока мы всего это не сделаем, мы не достигнем желаемых результатов, даже если нам дадут кучу денег и привезут новейшее оборудование. Мы просто не сможем все это эффективно реализовать. И решить, хотя бы точечно, в состоянии помочь базовые кафедры на предприятии.

Но тут полезно будет вернуться к понятию "продуктовый ряд", усвоить, что же мы будем выпускать завтра, на что нам ориентироваться и кто эту продукцию для нас создаст? И эти проблемы пока в глобальном виде не открыты, нет "дорожной карты", показывающей, куда же мы идем. И думаю, на эти вопросы и наша общественная организация, и департаменты должны обратить особое внимание и выработать общую программу по развитию промышленности. Поскольку тот сектор промышленности, который существует, обязан жить и развиваться — параллельно с теми новыми производствами, которые планируются в рамках программы социально-экономического развития предприятий на территории Приморского края. Иначе мы потеряем тот блок с научно-техническим потенциалом, который сегодня сосредоточен на территории Приморья".

"Мы знаем все проблемы, которые существуют. И они решаемы, в том числе и с нашей помощью, — отреагировала на прозвучавшее выступление Юрия Денисенко представитель "Карьеры-Форум" Галина Попова. — В регионе действительно может и не быть нужных специалистов, но они есть в других городах. И мы можем их вам сюда привезти. И поедут, хотя бы за интерес, фронт работ и возможности здесь серьезные. Но нужно решить вопрос с мотивацией (жилье, льготные условия)… Может, даже создавать свои строительные компании, чтобы они строили для вас дешевое жилье, но этот вопрос ключевой. Мы же со своей стороны готовы всемерно помогать…"

"Вы говорите, что нет менеджеров новой формации, способных организовывать новое производство, — продолжил обсуждение важного вопроса проректор по науке и инновациям ДВФУ Анвир Фаткулин. — Но могли бы вы сформулировать некие требования, свое видение этих менеджеров? Как руководитель, понимающий проблему, системно вы ее видите, теперь бы перевести ее в разряд работы с нашими преподавателями. Сделать своего рода "техническое задание" нашим специалистам…".
Подводя итоги двухчасового обсуждения, директор Инженерной школы Александр Беккер резюмировал:

"Я думаю, что обмен был очень полезным, поскольку связь с производством для нас главная задача. Сегодня обсудили, что специалисты, которых мы готовим, еще недостаточно удовлетворяют производство. Найти ту номенклатуру, те компетенции, которые нужно дать, это наша ближайшая задача. И возможности такие у нас есть — нужно работать".

"Сектор высокотехнологичного производства в Приморье — один из основных и самых важных секторов экономики, — отметил Юрий Денисенко. — И мы все вместе просто обязаны его развивать. Это важно и для существующих предприятий, и для малого предпринимательства. Поскольку развитие промышленного предприятия позволяет отдать на аутсорсинг, загрузить работой и предприятия малого бизнеса. Это произойдет…".

"Диалог состоялся достаточно позитивный, направления были затронуты самые разные, — подводя итог совещания, сказал директор департамента промышленности и транспорта администрации Приморского края Иван Тирских. — Теперь нужно все разложить по полочкам, выделить в отдельные блоки. В целом мы понимаем, что развитие машиностроения для нас основополагающее, поскольку без машиностроения и металлообработки нет производства и не будет".

«Прогресс Приморья», № 30 (242) от 01.08.2013 г.

Вадим Лавров

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно