![]() |
![]() |
||||
![]() ![]() |
|||||
|
|
Так здесь выводят в мастераОпыт завода "Варяг" по подготовке нужных специалистов Продолжение материала с №12 за 2013 г.Лед тронулсяЛишь после очередного обидного провала пришло понимание — нужен нестандартный, нетрадиционный ход. И такой вариант был найден. Рискованный, затратный, но как показало время — единственно работающий. "И вот тогда был разработан проект по открытию отдельного обособленного подразделения на нашем заводе — учебного участка, — говорит заместитель генерального директора по управлению персоналом завода "Варяг" Александра Зверева. — Что предполагалось изначально? О, это был целый список мероприятий, среди которых — просчет рентабельности, загрузка работой, установка оборудования". Два года назад на "учебно-производственный участок цеха №15" (так будет называться теперь новое заводское подразделение) установили четыре "подуставших" станка — два токарных и два фрезерных. Дело в том, что предполагалось: "выпускать" участок будет специалистов по работе на универсальных станках. Но вопрос с "железом", несмотря на требуемую доводку и закуп необходимого, оказался отнюдь не самым сложным. "Естественно, встал вопрос о мастере участка, — говорит Александра Игоревна. — Это должен быть человек, который не просто понимает токарно-фрезерное дело, но еще и является педагогом. Ведь детки-то приходят сложные, со своим характером, с непростыми судьбами, порой из неблагополучных семей. Вот тогда-то заместитель директора по производству и логистике Сергей Баленко отыскал нашего старого квалифицированного работника Сергея Бахарева. Мало того, что он токарь высочайшей квалификации, он еще и большая умница. На тот момент он работал в море и, кстати, на плавбазе обучал молодых токарей. А значит, опыт наставничества у него был. Но как его заинтересовать?! Была разработана, буквально вымучена система мотивации этого специалиста — его заработок полностью зависит от результата, от того, каких специалистов для цеха он подготовит". Первоначально предполагалось, что в год учебный участок будет выпускать четырех квалифицированных работников. Несмотря на скромные цифры, на тот момент (август 2011-го) и это было бы хорошо. Тем более что перспективу рассчитывали не на год или два, но на срок до десяти лет, в течение которых, разумеется, при благоприятном стечении обстоятельств, участок должен был "закрыть" требуемое число рабочих вакансий. Решился и вопрос с лицензированием. Не стоит забывать, что учебный участок — своего рода учебный класс, со всеми вытекающими из этого сложностями, трудностями и бюрократической волокитой. Оказалось, что в некоторых случаях можно обойтись и без "государева разрешения". А значит, важный (и очень недешевый!) этап создания участка можно было пройти, что называется, "в рабочем порядке". "Участок у нас не лицензируемый, — поясняет Александра Зверева. — Мы все обсудили с департаментом образования, и нам сказали — подобный формат вполне допустим. Но лишь в случае, когда мы готовим для своих нужд, в обеспечение требуемой численности. Кстати сказать, весь этот проект — на законных основаниях. Так, ребят мы берем по ученическому договору, который заключаем на время практики (от трех месяцев до полугода). В том договоре прописываются права, обязанности и ответственность сторон. Рассмотрен и финансовый вопрос, "студентам" начисляется стипендия в размере восьми тысяч рублей". На этом "предварительные игры" были закончены, и в августе 2011 года "Варяг", одно из ведущих предприятий ПРО СМР, сделал первый набор на учебный участок. И… снова столкнулся с трудностями! Трудности ростаБеда, как водится, пришла откуда не ждали. Решив все вопросы с людьми и оборудованием, помещением и проверяющими органами, "варяжцы" столкнулись с недостатком… учебного материала. "Оказалось, что во Владивостоке нет хорошей учебной базы для наших специальностей — книг, плакатов, тетрадей, — сетует Александра Зверева. — И тогда я поехала в Арсеньев. Большое спасибо нашим коллегам из учебного центра завода "Прогресс" и лично Елене Абиевой за помощь и опыт. Она мне тогда дала все необходимые материалы, основные "Положения", помогла заказать литературу, специальные учебные тетради для токарей-фрезеровщиков". Когда и эти вопросы были решены, наконец-то можно было делать первый набор. Его успех во многом обусловлен с тем, что занимались им очень неравнодушные люди. Помимо самих заводчан к делу активно подключились и работники 11-го лицея, где к тому моменту произошла смена руководства. Тогда, в августе 2011 года, директором лицея стала Марина Ковальчук, которая совместно с мастером производственного обучения Раисой Лютой оказала весьма существенную помощь в "раскрутке" учебного участка. "Они стали рекомендовать нам своих лучших выпускников, слесарей-автомеханников, — продолжает свой рассказ Александра Игоревна. — Мало того, что ребята сами по себе были действительно толковые, директор и мастер лично приходили сюда, чтобы контролировать "приход-уход". Тогда в первый набор попали Иван Павленков, Максим Шляпин, Сергей Обухов, Антон Кунгурцев и Максим Григоренко. Это и был первый выпуск — очень тяжелый и очень выстраданный..." Да, выпуск получился сравнительно небольшой — всего четыре человека. А вот набор оказался более многочисленным — порядка 20 новичков! Куда делись остальные? Были отчислены. Дело в том, что проблема с дисциплиной оказалась одной из самых серьезных, почти непреодолимой. Кто знает, какой путь избрал бы другой преподаватель в желании перебороть ситуацию, но Сергей Бахарев пошел своим путем, беспощадно выгоняя бездельников и "перекурщиков". Наверное, поэтому остались самые терпеливые и упорные. Но радость от решения (хоть в какой-то мере!) вопроса с токарями и фрезеровщиками оказалась недолгой — ребят "загребли" в армию. Надо ли говорить, какой это был удар для главных организаторов и вдохновителей идеи "учебного участка". "Я тогда страшно переживала, — делится своими впечатлениями Александра Зверева. — Но генеральный директор "Варяга" Евгений Николаевич Леонов меня успокоил — все нормально. Он вообще здорово поддержал меня в том проекте. Стало ясно: если ребята правильно мотивированы — они вернутся". И они вернулись. В ноябре 2012 года на "Варяг" пришли "дембеля", первый выпуск "учебного". Иван Павленков, Максим Шляпин, Сергей Обухов сняли военную форму для того, чтобы надеть спецовку и встать к станку. По общему мнению, армия пошла им на пользу, став для них продолжением обучения, своего рода новым "учебным участком", где порой жестко, но всегда эффективно преподают предметы, не связанные непосредственно с производством, но крайне необходимые в работе на предприятии. Как результат, у повзрослевших на год "учеников" пришло понимание ответственности, в разы улучшилась дисциплина и наладились отношения со взрослыми работниками цеха. На один из лидеров Союза машиностроителей России завод "Варяг" вернулись уже не "малые дети", не знающие и не умеющие ничего, а прошедшие углубленный курс обучения и "оттянувшие" солдатскую лямку молодые мужчины, с которыми можно было общаться на равных. И дальше…В январе 2011 года учебный участок "Варяга" сделал второй набор. Уже с учетом полученного опыта, допущенных ошибок и совершенных промахов. Благодаря этому отбор произошел более серьезный — из сорока человек, пришедших "на смотрины", оставили только шестерых. Но их "взяли" не просто на практику, их "взяли" на ученичество (какие-никакие деньги). А вот подход к обучению остался прежний — жесткий и бескомпромиссный. Так, из означенной "великолепной шестерки" к концу года остались только двое. С ними после сдачи экзаменов и получения разряда "Варяг" заключил трудовой договор. Качественно продвинулись и в деле сотрудничества с лицеем. Так, для третьего набора руководство лицея порекомендовало троих. Тех, кто уже отслужил, показал неплохие результаты в процессе учебы, но главное — они уже были мотивированы для работы на заводе. А это, по мнению Александры Зверевой, едва ли не важнейшее условие эффективного обучения на "учебном". И время доказало правомерность такого подхода: в марте 2013 года все выпускники учебного участка успешно сдали квалификационный экзамен и получили второй разряд. Кстати сказать, экзамены были сданы не просто на хорошо, на отлично! И лишь традиция не "перескакивать" через ступень не позволила присвоить выпускникам заслуженный третий разряд. Но позвольте, скажет зануда-читатель, ведь задача-то не выполнена! За столько лет выпущено специалистов раз, два — и обчелся. Да и едва ли они смогут "закрыть" все необходимые вакансии. И действительно, такими темпами решить проблему "кадрового голода" почти нереально. Но, оказывается, что прямолинейный арифметический подход в данном конкретном случае не является единственным критерием оценки. Дело в том, что на "Варяге" неуклонно (пусть и не быстро) происходит процесс модернизации производства. Если понятнее, на смену устаревшим станкам и "ручному" труду идут современные автоматизированные комплексы с минимумом обслуживающего персонала. "Получается, что движение идет встречными курсами,— поясняет заместитель генерального директора по управлению персоналом завода "Варяг" Александра Зверева. — С одной стороны, посредством учебного участка восполняется необходимое количество специалистов, а с другой — растет уровень автоматизации. Что позволяет сокращать количество необходимого персонала". Но не позволяет отказаться от него совсем. Просто очень скоро потребуются специалисты иного профиля — не слесари или фрезеровщики, а наладчики станков с ЧПУ и программисты. И об этом "скоро" на "Варяге" задумались уже сегодня. "Мы плотно "завязались" с лицеем по этой теме, — говорит Александра Зверева. — Настолько, что стали разрабатывать учебные программы для подготовки специалистов-наладчиков станков с ЧПУ. Потому что вузы с этой задачей не справляются. Да и не обязательно для наладчика (именно наладчика, а не программиста) высшее образование. И опыт показывает — при желании, наличии необходимой литературы и хорошем наставнике это достижимо. И еще я очень надеюсь заключить соглашение с лицеем №11 о том, что когда там откроется учебный класс по подготовке наладчиков станков с ЧПУ, обучение чтобы вел наш преподаватель. Это позволит, во-первых, вести подготовку не на базе нашего учебного участка, а на базе лицея. И во-вторых, наш специалист будет отбирать лучших для дальнейшей "шлифовки" на заводе". Но это — дело ближайшего будущего. В настоящем в числе "творческих планов" "Варяга", входящего в состав ПРО СМР, — "запуск" группы фрезеровщиков и расширение станочного парка учебного участка. И что приятно — все вполне выполнимо. Поскольку есть отстроенный механизм — учебный участок. И есть те, кто желает пройти здесь курс обучения. Имеется наработанный методом проб и ошибок колоссальный опыт, позволяющий строить планы, опираясь на прежние достижения. И главное — есть желание и мотивация. А это, как показывает опыт учебного участка, важнейшая составляющая эффективной работы. От первого лицаСергей Бахарев — начальник учебно-производственного участка цеха №15.— Через ваши руки прошло очень много ребят. Что является критерием в определении — стоит с ним работать или?... Игорь Жилин — выпускник учебно-производственного участка, токарь 2 разряда.— Молодежь не особенно рвется на завод. Что привело вас? Максим Шляпин — выпускник учебного участка 2012 года, наладчик станков с ЧПУ.— Молодые люди не идут на заводы, что тебя сюда привело? «Прогресс Приморья», № 13 (225) от 04.04.2013 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |