Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
04 апреля, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Так здесь выводят в мастера

Опыт завода "Варяг" по подготовке нужных специалистов

Продолжение материала с №12 за 2013 г.

Лед тронулся

Лишь после очередного обидного провала пришло понимание — нужен нестандартный, нетрадиционный ход. И такой вариант был найден. Рискованный, затратный, но как показало время — единственно работающий. "И вот тогда был разработан проект по открытию отдельного обособленного подразделения на нашем заводе — учебного участка, — говорит заместитель генерального директора по управлению персоналом завода "Варяг" Александра Зверева. — Что предполагалось изначально? О, это был целый список мероприятий, среди которых — просчет рентабельности, загрузка работой, установка оборудования".

Два года назад на "учебно-производственный участок цеха №15" (так будет называться теперь новое заводское подразделение) установили четыре "подуставших" станка — два токарных и два фрезерных. Дело в том, что предполагалось: "выпускать" участок будет специалистов по работе на универсальных станках. Но вопрос с "железом", несмотря на требуемую доводку и закуп необходимого, оказался отнюдь не самым сложным.

"Естественно, встал вопрос о мастере участка, — говорит Александра Игоревна. — Это должен быть человек, который не просто понимает токарно-фрезерное дело, но еще и является педагогом. Ведь детки-то приходят сложные, со своим характером, с непростыми судьбами, порой из неблагополучных семей. Вот тогда-то заместитель директора по производству и логистике Сергей Баленко отыскал нашего старого квалифицированного работника Сергея Бахарева. Мало того, что он токарь высочайшей квалификации, он еще и большая умница. На тот момент он работал в море и, кстати, на плавбазе обучал молодых токарей. А значит, опыт наставничества у него был. Но как его заинтересовать?! Была разработана, буквально вымучена система мотивации этого специалиста — его заработок полностью зависит от результата, от того, каких специалистов для цеха он подготовит".

Первоначально предполагалось, что в год учебный участок будет выпускать четырех квалифицированных работников. Несмотря на скромные цифры, на тот момент (август 2011-го) и это было бы хорошо. Тем более что перспективу рассчитывали не на год или два, но на срок до десяти лет, в течение которых, разумеется, при благоприятном стечении обстоятельств, участок должен был "закрыть" требуемое число рабочих вакансий.

Решился и вопрос с лицензированием. Не стоит забывать, что учебный участок — своего рода учебный класс, со всеми вытекающими из этого сложностями, трудностями и бюрократической волокитой. Оказалось, что в некоторых случаях можно обойтись и без "государева разрешения". А значит, важный (и очень недешевый!) этап создания участка можно было пройти, что называется, "в рабочем порядке".

"Участок у нас не лицензируемый, — поясняет Александра Зверева. — Мы все обсудили с департаментом образования, и нам сказали — подобный формат вполне допустим. Но лишь в случае, когда мы готовим для своих нужд, в обеспечение требуемой численности. Кстати сказать, весь этот проект — на законных основаниях. Так, ребят мы берем по ученическому договору, который заключаем на время практики (от трех месяцев до полугода). В том договоре прописываются права, обязанности и ответственность сторон. Рассмотрен и финансовый вопрос, "студентам" начисляется стипендия в размере восьми тысяч рублей".

На этом "предварительные игры" были закончены, и в августе 2011 года "Варяг", одно из ведущих предприятий ПРО СМР, сделал первый набор на учебный участок. И… снова столкнулся с трудностями!

Трудности роста

Беда, как водится, пришла откуда не ждали. Решив все вопросы с людьми и оборудованием, помещением и проверяющими органами, "варяжцы" столкнулись с недостатком… учебного материала.

"Оказалось, что во Владивостоке нет хорошей учебной базы для наших специальностей — книг, плакатов, тетрадей, — сетует Александра Зверева. — И тогда я поехала в Арсеньев. Большое спасибо нашим коллегам из учебного центра завода "Прогресс" и лично Елене Абиевой за помощь и опыт. Она мне тогда дала все необходимые материалы, основные "Положения", помогла заказать литературу, специальные учебные тетради для токарей-фрезеровщиков".

Когда и эти вопросы были решены, наконец-то можно было делать первый набор. Его успех во многом обусловлен с тем, что занимались им очень неравнодушные люди. Помимо самих заводчан к делу активно подключились и работники 11-го лицея, где к тому моменту произошла смена руководства. Тогда, в августе 2011 года, директором лицея стала Марина Ковальчук, которая совместно с мастером производственного обучения Раисой Лютой оказала весьма существенную помощь в "раскрутке" учебного участка.

"Они стали рекомендовать нам своих лучших выпускников, слесарей-автомеханников, — продолжает свой рассказ Александра Игоревна. — Мало того, что ребята сами по себе были действительно толковые, директор и мастер лично приходили сюда, чтобы контролировать "приход-уход". Тогда в первый набор попали Иван Павленков, Максим Шляпин, Сергей Обухов, Антон Кунгурцев и Максим Григоренко. Это и был первый выпуск — очень тяжелый и очень выстраданный..."

Да, выпуск получился сравнительно небольшой — всего четыре человека. А вот набор оказался более многочисленным — порядка 20 новичков! Куда делись остальные? Были отчислены. Дело в том, что проблема с дисциплиной оказалась одной из самых серьезных, почти непреодолимой. Кто знает, какой путь избрал бы другой преподаватель в желании перебороть ситуацию, но Сергей Бахарев пошел своим путем, беспощадно выгоняя бездельников и "перекурщиков". Наверное, поэтому остались самые терпеливые и упорные. Но радость от решения (хоть в какой-то мере!) вопроса с токарями и фрезеровщиками оказалась недолгой — ребят "загребли" в армию. Надо ли говорить, какой это был удар для главных организаторов и вдохновителей идеи "учебного участка".

"Я тогда страшно переживала, — делится своими впечатлениями Александра Зверева. — Но генеральный директор "Варяга" Евгений Николаевич Леонов меня успокоил — все нормально. Он вообще здорово поддержал меня в том проекте. Стало ясно: если ребята правильно мотивированы — они вернутся".

И они вернулись. В ноябре 2012 года на "Варяг" пришли "дембеля", первый выпуск "учебного". Иван Павленков, Максим Шляпин, Сергей Обухов сняли военную форму для того, чтобы надеть спецовку и встать к станку. По общему мнению, армия пошла им на пользу, став для них продолжением обучения, своего рода новым "учебным участком", где порой жестко, но всегда эффективно преподают предметы, не связанные непосредственно с производством, но крайне необходимые в работе на предприятии. Как результат, у повзрослевших на год "учеников" пришло понимание ответственности, в разы улучшилась дисциплина и наладились отношения со взрослыми работниками цеха. На один из лидеров Союза машиностроителей России завод "Варяг" вернулись уже не "малые дети", не знающие и не умеющие ничего, а прошедшие углубленный курс обучения и "оттянувшие" солдатскую лямку молодые мужчины, с которыми можно было общаться на равных.

И дальше…

В январе 2011 года учебный участок "Варяга" сделал второй набор. Уже с учетом полученного опыта, допущенных ошибок и совершенных промахов. Благодаря этому отбор произошел более серьезный — из сорока человек, пришедших "на смотрины", оставили только шестерых. Но их "взяли" не просто на практику, их "взяли" на ученичество (какие-никакие деньги). А вот подход к обучению остался прежний — жесткий и бескомпромиссный. Так, из означенной "великолепной шестерки" к концу года остались только двое. С ними после сдачи экзаменов и получения разряда "Варяг" заключил трудовой договор.

Качественно продвинулись и в деле сотрудничества с лицеем. Так, для третьего набора руководство лицея порекомендовало троих. Тех, кто уже отслужил, показал неплохие результаты в процессе учебы, но главное — они уже были мотивированы для работы на заводе. А это, по мнению Александры Зверевой, едва ли не важнейшее условие эффективного обучения на "учебном". И время доказало правомерность такого подхода: в марте 2013 года все выпускники учебного участка успешно сдали квалификационный экзамен и получили второй разряд. Кстати сказать, экзамены были сданы не просто на хорошо, на отлично! И лишь традиция не "перескакивать" через ступень не позволила присвоить выпускникам заслуженный третий разряд.

Но позвольте, скажет зануда-читатель, ведь задача-то не выполнена! За столько лет выпущено специалистов раз, два — и обчелся. Да и едва ли они смогут "закрыть" все необходимые вакансии. И действительно, такими темпами решить проблему "кадрового голода" почти нереально. Но, оказывается, что прямолинейный арифметический подход в данном конкретном случае не является единственным критерием оценки. Дело в том, что на "Варяге" неуклонно (пусть и не быстро) происходит процесс модернизации производства. Если понятнее, на смену устаревшим станкам и "ручному" труду идут современные автоматизированные комплексы с минимумом обслуживающего персонала.

"Получается, что движение идет встречными курсами,— поясняет заместитель генерального директора по управлению персоналом завода "Варяг" Александра Зверева. — С одной стороны, посредством учебного участка восполняется необходимое количество специалистов, а с другой — растет уровень автоматизации. Что позволяет сокращать количество необходимого персонала".

Но не позволяет отказаться от него совсем. Просто очень скоро потребуются специалисты иного профиля — не слесари или фрезеровщики, а наладчики станков с ЧПУ и программисты. И об этом "скоро" на "Варяге" задумались уже сегодня.

"Мы плотно "завязались" с лицеем по этой теме, — говорит Александра Зверева. — Настолько, что стали разрабатывать учебные программы для подготовки специалистов-наладчиков станков с ЧПУ. Потому что вузы с этой задачей не справляются. Да и не обязательно для наладчика (именно наладчика, а не программиста) высшее образование. И опыт показывает — при желании, наличии необходимой литературы и хорошем наставнике это достижимо. И еще я очень надеюсь заключить соглашение с лицеем №11 о том, что когда там откроется учебный класс по подготовке наладчиков станков с ЧПУ, обучение чтобы вел наш преподаватель. Это позволит, во-первых, вести подготовку не на базе нашего учебного участка, а на базе лицея. И во-вторых, наш специалист будет отбирать лучших для дальнейшей "шлифовки" на заводе".

Но это — дело ближайшего будущего. В настоящем в числе "творческих планов" "Варяга", входящего в состав ПРО СМР, — "запуск" группы фрезеровщиков и расширение станочного парка учебного участка. И что приятно — все вполне выполнимо. Поскольку есть отстроенный механизм — учебный участок. И есть те, кто желает пройти здесь курс обучения. Имеется наработанный методом проб и ошибок колоссальный опыт, позволяющий строить планы, опираясь на прежние достижения. И главное — есть желание и мотивация. А это, как показывает опыт учебного участка, важнейшая составляющая эффективной работы.

От первого лица

Сергей Бахарев — начальник учебно-производственного участка цеха №15.

— Через ваши руки прошло очень много ребят. Что является критерием в определении — стоит с ним работать или?...
— Его желание. Это — самое главное. Если он настойчив и у него есть желание — из него что-нибудь получится. А определить, имеются ли у него эти качества, можно быстро — за день-два. Ну о чем можно говорить, если он в 17-18 лет не знает, что такое напильник! Ну, о чем говорить дальше?!..
— Среди приходящих были "жемчужинки"?
— Были, но мало — единицы. Вот сегодня один мальчик сдал на третий разряд — просто очень одаренный, что называется, "золотые руки". Если ему еще помочь, подсказать — получится мастер.
— Говорят, что вы очень жестко подходите и к работе, и к ученикам. С чем это связано?
— Вообще-то, я человек не жесткий. А что так с нерадивыми учениками… Во-первых, он занимает чье-то место. Во-вторых, отвлекает, "ворует" мое время, которое я мог бы посвятить тому, кто этого достоин.
— На какие этапы разделен учебный процесс?
— Ребята к станку становятся практически сразу. Пришли, до обеда теорию рассказал, после обеда он уже стоит и точит. Это все для того, чтобы интерес не пропал. И после этого — только практика, теория — в процессе на реальных примерах. Ученику, например, дана работа, я ему все рассказал и показал. Потом проверяю. Если все сделано хорошо, переходим к следующему заданию. Если есть ошибки, разбираем и продолжаем. Учиться — только на практике!
— И как, дает такой подход результаты?
— Сегодня ребята сдавали экзамены, ответили на все (!) вопросы. И по теории, и по практике. Все были удивлены, даже я (смеется).

Игорь Жилин — выпускник учебно-производственного участка, токарь 2 разряда.

— Молодежь не особенно рвется на завод. Что привело вас?
— Я мужик, и здесь мужская работа.
— Насколько сложно далось?
— Мне было не сложно. Пока не сложно…
— Сколько времени занял процесс?
— Сначала — полгода в училище. И потом два месяца здесь, на учебном участке. В училище просто учишься, спросу поменьше. Да и работа простая — валы точить. Все для того, чтобы мы поняли, как и что. А здесь уже и ответственность другая, да и работа другая, детали другие...
— Говорят, что у вас строгий начальник, который считает, что "через руки" доходит быстрее?
— Ну, не такой уж он и строгий. И по поводу практики прав — так и вправду быстрее.
— Вы сдали на второй разряд, что дальше?
— Продолжаем учиться. В мае будет экзамен, сдаем на третий разряд и переходим на работу в цех.

Максим Шляпин — выпускник учебного участка 2012 года, наладчик станков с ЧПУ.

— Молодые люди не идут на заводы, что тебя сюда привело?
— Учился здесь в лицее, решил пойти сюда на практику. Понравилось, вот и остался.
— Ты выпускник учебного участка, чему там учили?
— Обучался я там три месяца, потом сдал на второй разряд. А потом мне предложили стать наладчиком станков с ЧПУ, я согласился. Поработал, понравилось, оказалось даже интереснее работы токаря. Да и работа мне ближе, поскольку идет программирование, требуется компьютерная грамотность.

«Прогресс Приморья», № 13 (225) от 04.04.2013 г.

Вадим Лавров

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно