![]() |
|||||
![]() ![]() |
|||||
|
|
Вклад дальневосточников в изучение АнтарктидыОкончание. Начало в № 4 В МГУ им. адм. Г. И. Невельского состоялся круглый стол, посвященный 200-летию открытия Антарктиды российскими мореплавателями Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым в 1820–1821 годах и году Антарктиды в России. Организаторами мероприятия выступили Морской государственный университет им. адм. Г. И. Невельского и Владивостокское морское собрание, соорганизаторы – Всероссийское Общество поддержки флота и Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. О вкладе Общероссийского движения поддержки флота (ДПФ) в организацию празднования года Антарктиды в России рассказал участникам круглого стола председатель Приморского отделения Общероссийского движения поддержки флота Николай Минаков. Еще в марте 2012 года ДПФ организовало и провело всероссийскую конференцию "Современное осмысление открытия Антарктиды и общенациональная работа по развитию российского присутствия на континенте". В августе 2018 года глава движения Михаил Ненашев обратился с письмом к Президенту России В. В. Путину с предложением "сформировать общенациональную и международную программу по подготовке 200-летия открытия Антарктиды русскими мореплавателями". Среди предложений были организация похода парусников и яхт по морскому пути первооткрывателей, стимулирование выхода книг, фильмов, интернет-продукции. Многие из этих предложений реализуются в этом году, в том числе и кругосветная экспедиция парусников "Паруса мира". О том, в каких условиях работают пять постоянно действующих российских научных станций в Антарктиде, как осуществляется их снабжение, каковы условия плавания в антарктических водах и чем оно отличается от плавания в Арктике, участвуют ли в этом дальневосточники, захватывающе рассказал капитан дальнего плавания Геннадий Иванович Антохин, участник эпопеи по спасению в 1985 году ледоколом "Владивосток" под его командованием застрявшего во льдах моря Росса дизель-электрохода "Михаил Сомов". Геннадий Иванович обстоятельно рассказал о том, что основными судами для снабжения станций служат научно-исследовательские суда "Академик Федоров" и "Академик Трёшников", приписанные к Санкт-Петербургу. Но много десятилетий подряд доставку грузов в Антарктиду, проводку судов, даже пассажирские рейсы совершал дальневосточный флот. Сегодня в Антарктике работает дизель-электроход "Василий Головнин", управляемый транспортной группой FESCO. Серия судов типа "Василий Головнин" была построена для осуществления снабженческих операций в Арктике и приарктических районах. Судно способно осуществлять самостоятельное плавание в сплошном ровном льду толщиной до 0,8 метра. Дизель-электроход "Василий Головнин" работает в Антарктике с 2003 года. На протяжении последнего десятилетия FESCO ежегодно выигрывала тендеры по снабжению аргентинских антарктических станций, которое выполнял дизель-электроход. В 2019 году этот дизель-электроход был зафрахтован Национальным центром исследований Антарктики и океана министерства землеведения Индии на обеспечение индийских антарктических научно-исследовательских станций. Дизель-электроход "Василий Головнин" в эти дни выполняет очередной экспедиционный антарктический рейс. Условия плавания там очень тяжелые: 10 месяцев антарктической зимы, ураганные ветры, тяжелый лед, угроза айсбергов, трудности швартовки. Курсантов, будущих судоводителей, особенно впечатлил в рассказе опытнейшего капитана-ледокольщика Геннадия Ивановича Антохина тот факт, что во время спасательной операции ледокол "Владивосток" чуть было и сам не попал в ледовый плен. Но произошло нечто удивительное. Ледовая разведка сообщила капитану неожиданную информацию: во льду появилась трещина, которая ведёт прямо от ледокола к пленённому дизель-электроходу "Михаил Сомов". Пробили канал, подошли к судну и вывели его на чистую воду. И льды за ними сразу сомкнулись: "Нам позволили войти и выйти…" – сказал об этом Геннадий Иванович. Журналист, редактор "Новой газеты во Владивостоке" Андрей Островский в прошлом году прошёл часть пути в Антарктику на дизель-электроходе "Василий Головнин". Но он сказал, что в присутствии Геннадия Ивановича Антохина, легендарного капитана-ледокольщика, ему неловко говорить о своих плаваниях в Антарктиде. Журналист отметил, что Дальневосточное пароходство внесло большой вклад в освоение Антарктиды. Достаточно вспомнить рейсы к белому континенту знаменитого дальневосточного ледокольного капитана Николая Инюшкина. Рейс 2009 года, в котором участвовал Андрей Островский, получился тяжелым, на пути в Кейптаун судно попало в ураган. Антарктида сегодня – уникальная зона международного сотрудничества, где соседствуют полярные научные станции очень многих стран. Основным законом остается международный договор, подписанный в 1959 году, по которому ни одно государство не может претендовать на свой "кусок" Антарктиды. Но никакие договоры не вечны, сегодня Австралия, например, предъявляет претензии на часть континента и прилегающих к нему вод. Это очень опасная тенденция, способная разрушить всю систему договоров по шестому континенту. Ведь Советский Союз наряду с США был пионером в освоении континента. И сегодня до сих пор действует уникальная станция "Восток", расположенная на южном геомагнитном полюсе Земли. Под станцией расположено глубоководное озеро Восток, из которого берутся пробы воды для научных исследований. Оборудование и бытовые условия на станции давно устарели. Сегодня разработан проект строительства нового современного модуля станции "Восток", который в основном будет возведён за счет средств частных инвесторов. Участники круглого стола с большим интересом посмотрели видеоролик о новом модуле, который сменит старые бараки этой станции. Журналисту был задан закономерный вопрос: "Почему на российских станциях в Антарктиде не используются альтернативные виды энергетики?" Он проинформировал, что, например, бельгийская станция "Принцесса Элизабет" сезонная, бельгийцы работают на ней только антарктическим летом – с декабря по март, остальное время станция действует в автоматическом режиме. Это единственная станция, которая работает на энергии солнца и ветра, обеспечиваясь солнечными батареями и ветряными двигателями. Научный сотрудник Института географии ДВО РАН Павел Белянин добавил, что исследования на станции "Восток" очень важны, опыт бурения и взятия проб из озера Восток имеет большое научное значение. В настоящее время скважины законсервированы во избежание попадания в него инородных элементов. Есть гипотеза о том, что Антарктида не материк, а большой архипелаг… В завершение круглого стола всеми участниками было единодушно отмечено, что такие встречи с участниками экспедиций к Антарктиде, очевидцами трудностей, которыми встречает людей ледовый континент, знакомят курсантов с лучшими традициями великих русских мореплавателей не только на исторических фактах, но и на ярких современных примерах. «Прогресс Приморья», № 5 (568) от 14.02.2020 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |