Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
05 сентября, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

"Остановка "Кольцо Багратиона", следующая — "Заводская"

Такое объявление слышит каждый, кто едет в общественном транспорте в район трех машиностроительных предприятий города Владивостока.

Этот, без преувеличения, славный день в своей долгой и противоречивой истории Россия, по счастью, не забыла, несмотря на бури революций и ветры перемен. И именно потому, что тогда, более двухсот лет назад, решалось – быть или не быть стране, ее народу, ее независимости. "День Бородина" остался в памяти народной днем воинской славы, человеческого мужества и беззаветной стойкости русских людей. О том, как проходило Бородинское сражение (одно из самых кровопролитных в 19 веке), что предшествовало ему и какое значение оно имело для истории Европы, написано и сказано достаточно много. Мы же решили проследить патриотический путь отдельных героев этого знаменательного события. Тех, память о ком была увековечена в названиях владивостокских улиц. Что любопытно – являющихся адресами предприятий, которые являются надежными представителями Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России.

И начать тут будет уместно с главной из них, объединяющих не только архитектурный ансамбль, но и имена и события тех давних дней. Улица Русская – символ, суть, идея всех свершений предков и их достойных современников. Наверное, правильно, что именно на Русской улице располагаются предприятия, вся деятельность которых была и продолжает диктоваться соображениями оборонного характера. "Варяг", "Изумруд", "Дальприбор" — эти заводы, входящие в ПРО СМР, достойно продолжают дело славных героев 1812 года. Хоть и в другой, более технической форме…

Улица Бородинская неслучайно примыкает к Русской. С некоторых пор эти понятия неразрывно связаны с того солнечного осеннего дня 1812 года, когда на Бородинском поле в смертельной схватке сошлись две армии – русская и захватчиков-французов. Кто победит в той страшной битве, наверное, в тот момент не взялся бы предсказать никто. Известно, что качественно русская армия тогда не уступала французской. Оставался вопрос о количественном превосходстве. Назначенный на пост главнокомандующего Михаил Илларионович Кутузов располагал 120 тысячами солдат. Его противник (к слову, лучший стратег Европы, не проигравший ни одного сражения) Наполеон имел в наличии порядка 130 тысяч. И это притом, что тремя месяцами раньше, в начале вторжения, Неман пересекла армия в 400 тысяч человек.

Но план заманивания противника вглубь территории (предложенный Барклаем де Толли, а не Кутузовым, как отчего-то считается) дал свои результаты – к главному сражению войны Наполеон подошел, оставив почти 70% войск для охраны дорог и коммуникаций. Впрочем, Кутузов этого не знал и ошибочно полагал силы Наполеона в полтора раза более многочисленными. По этой причине русский фельдмаршал решил уравновесить разницу сил выбором позиции, при которой Наполеон не мог бы по характеру местности сразу развернуть свои превосходящие силы и был вынужден атаковать на узком фронте, вводя свои войска в бой по частям под жестоким огнем русских орудий. Кутузов правильно полагал, что если у него на левом фланге Бородинской позиции встанет 40 тысяч человек под командованием бесстрашного генерала Багратиона, то они смогут удержать вдвое превосходящего противника.

Атаки Багратионовых флешей, предпринятые французами в течение дня, так и не увенчались успехом. Только когда удержание этих укреплений перестало быть целесообразным, русские войска под командованием Коновницына отошли в Семеновское, где была занята новая линия обороны – Семеновский овраг. В то время, когда шел бой за взятие флешей, французы атаковали Курганную высоту с расположенной на ней батареей Раевского, одного из многих героев, проявивших невиданное мужество. Несмотря на бешеные атаки превосходящих сил, батарея смогла удержать высоту до подхода подкрепления, а после вынудила французские войска отступить.

Не будет полным описание Бородинского сражения без упоминания о предотвратившем обход левого фланга русских польскими частями Понятовского отряде генерал-лейтенанта Тучкова. Он, заняв позиции на Утицком кургане, прикрывал Старую Смоленскую дорогу. В ходе боев за эту высоту Тучков был смертельно ранен. Польские войска так и не смогли в течение дня взять курган. С 6 вечера битва понемногу стала затихать. Последняя попытка обойти позиции русских была предпринята в 9 вечера. Но поняв, что сломить сопротивление войск Кутузова не удастся, Наполеон приказал оставить все захваченные укрепления и отойти к исходным позициям.

Кровопролитное Бородинское сражение длилось более 12 часов. Потери в нем были огромны. Великая армия Наполеона потеряла около 59 тыс. ранеными, пропавшими без вести и убитыми, среди них 47 генералов. Российская армия под командованием Кутузова потеряла 39 тыс. воинов, среди которых 29 генералов. Итоги Бородинского сражения, как ни удивительно, до сих пор вызывают серьезные споры. Дело в том, что и Наполеон Бонапарт, и Кутузов заявили о своей победе официально. Но ответить на вопрос, кто победил в Бородинском сражении, несложно. Кутузов, несмотря на огромные потери и последующее отступление, считал битву при Бородино несомненным успехом русского оружия, во многом достигнутым благодаря стойкости, беспримерному личному мужеству солдат и офицеров. История сохранила имена многих героев Бородинского сражения 1812 года. Это Раевский, Барклай де Толли, Багратион, Давыдов, Тучков, Толстой и многие другие. О них и пойдет речь далее.

Барклай де Толли

Генерал-фельдмаршал Михаил Богданович Барклай де Толли — одна из самых трагических фигур той давней войны. Выходец из старинного шотландского рода, он начал службу в 20 лет и уже не снимал мундира до самой смерти. В 1809 г. Барклай де Толли получил чин генерала от инфантерии и назначение на должность генерал-губернатора Финляндии и главнокомандующего финляндской армией. Пик его воинской карьеры пришелся на январь 1810 г., когда Барклай (так сокращенно называли его в России) был назначен военным министром.

С началом Отечественной войны 1812 г. он был назначен командующим 1-й Западной армией. Это ему Александр Первый, уезжая из ставки в Петербург, сказал историческую фразу "Вручаю вам, Михаил Богданович, русскую армию. Берегите ее, другой у меня нет". И дисциплинированный Барклай берег ее как только мог. Еще и потому, что следовал тайной договоренности с царем об исполнении плана по втягиванию наполеоновской армии в Россию и уклонению от генерального сражения насколько это возможно.
Тут уместно будет вспомнить, что на начало кампании перевес "Буанапарте" в людях и вооружении был тройным! Но об этом "скифском" проекте не знал никто, и потому несмотря на умелое маневрирование и непрекращающиеся бои, отступление армии вызывало недовольство. Михаила Богдановича обвинили в нерешительности, трусости (!) и даже измене. Под влиянием общественного мнения император Александр I назначил главнокомандующим русской арией М.И. Кутузова.
К слову, Михаил Илларионович, приняв армию и заявив "С такими-то молодцами, да отступать", первый своим приказом объявил: отступление продолжается.

В Бородинском сражении

М.И. Барклай де Толли командовал правым флангом и центром обороны русских войск, проявив храбрость, стойкость и высокое искусство полководца. Более того, по свидетельству очевидцев, именно он организовывал оборону, перегруппировывал войска, сам водил кавалеристов в атаку. О том, что он не был трусом, говорит такой факт – Барклай, одетый в парадный генеральский мундир, при всех орденах, в течение всего дня находился в самой гуще сражения. Под ним убило 8 (!) лошадей, рядом погибли три адъютанта, но он не был даже ранен. Полагают, что Михаил Богданович искал смерти на поле брани, таким образом избавляя себя от беспочвенных обвинений и обиды. Сразу после Бородинского сражения он оставил действующую армию. Но в 1813 г. вернулся и принял участие в заграничном походе русских войск. После смерти

М.И. Кутузова был назначен командующим русско-прусскими войсками. Умер М.Б. Барклай де Толли 14 мая 1818 г. 18 апреля 2006 г. решением главы администрации г. Владивостока одна из вновь образованных улиц Советского района в Северном жилом массиве близ автодрома была наименована улицей Барклая.

Багратион

Петр Иванович Багратион в географии Владивостока "представлен" лучше других. Есть площадь его имени, одноименная улица, ему установлен бюст. И не случайно.

В войне 1812 года роль Багратиона переоценить сложно. П.И. Багратион происходил из старинного кавказского рода, на Кавказе и начал свою службу. Под командованием А.В. Суворова совершил итальянский и швейцарский походы. В 1799 г. в чине генерал-майора командовал авангардом и отличился во всех крупных сражениях: при Требии, Нови, при атаке Сен-Готардского перевала. Во время войны с Францией в составе русского корпуса, которым командовал М.И. Кутузов, возглавлял арьергард русской армии (1805-1806) и отличился при Прейсиш-Эйлау и Фридланде. Командуя пятитысячным отрядом, выдержал натиск тридцати тысяч французов у деревни Шенграбен, чем обезопасил русскую армию.

В августе 1811 г. принял под командование Подольскую армию, а с марта 1812 г. стал командующим 2-й Западной армией, с которой и встретил начало Отечественной войны. В период отступления заботился о сохранении армии. Не однажды искусными маневрами с боями выводил свою 2-ю Западную армию из-под ударов превосходящих сил наполеоновской армии, успешно соединившись с 1-й Западной армией М.Б. Барклая де Толли под Смоленском. В Бородинском сражении 2-я Западная армия занимала левый фланг русской позиции, на который Наполеон направил свой главный удар. В битве армия показала исключительную стойкость, а ее командир П.И. Багратион — выдержку и личную храбрость. В момент одной из контратак П.И. Багратион был смертельно ранен. Скончался Петр Иванович в с. Симы Владимирской губернии, где и был похоронен.

В 1839 г. его прах был перенесен и перезахоронен на Бородинском поле.

12 октября 1962 г., когда отмечалось 150-летие Бородинской битвы, решением исполнительного комитета Владивостокского городского Совета депутатов трудящихся новая улица в застраиваемом районе Второй Речки была названа улицей Багратиона. В конце 1980-х годов на ней был установлен памятник герою Отечественной войны 1812 г. П.И. Багратиону работы скульптора Б.П. Волкова.

Давыдов

Денис Васильевич Давыдов, пожалуй, самый известный гусар той войны, поэт, партизан и вообще – герой! Сын командира Полтавского легкоконного полка бригадира Давыдова, он в 17 лет начал военную службу эстандарт-юнкером в Кавалергардском полку. Увы, через два года за сочинение "возмутительных стихов" отчислен из гвардии в армейский Белорусский гусарский полк.

В 1806 году его вернули в гвардию, в тот же год он стал адъютантом Багратиона. Вместе с ним молодой офицер проделал кампанию 1807 года, участвовал во всех сражениях и получил пять боевых наград, в их числе золотую саблю с надписью "За храбрость".
Громкую военную славу Денис Давыдов снискал в Отечественную войну. В начале кампании он в чине подполковника командовал батальоном Ахтырского гусарского полка в армии Багратиона, к которому и обратился незадолго до Бородинского сражения с проектом партизанской войны. Кутузов одобрил представление Багратиона, и 25 августа, накануне Бородинской битвы, Давыдов, получив в свое распоряжение 50 гусар и 80 казаков, двинулся в тыл врага. Почти каждый день его отряд захватывал пленных, обозы с продовольствием и боеприпасами.

По примеру отряда Давыдова (численность его возросла до 300 человек) были созданы и другие партизанские отряды из регулярных и казачьих войск. Особенно широкий размах действия войсковых партизанских отрядов приняли во время отступления французов из России. Днем и ночью партизаны не давали врагу ни минуты покоя, уничтожая или забирая в плен небольшие группы и объединяясь для удара по крупным колоннам. Денис Давыдов со своим отрядом "проводил" французов до самой границы. За отличие в кампании 1812 года он был награжден Георгиевским крестом и произведен в полковники. В 1823 году Давыдов ушел в отставку, но в 1826 году вернулся и воевал еще пять лет. "Распоясался и повесил шапку свою на стену" гусар-партизан только в 1831 году.
Памятник Денису Давыдову работы скульптора Б.П. Волкова установлен во Владивостоке в 1986 г., а 29 марта 2010 г. на карте города появилась Аллея Давыдова.

Кутузов

И главный герой Отечественной войны 1812 года — Михаил Илларионович Кутузов. Русский полководец, генерал-фельдмаршал, светлейший князь Смоленский, М.И. Кутузов родился 5 сентября 1745 г. в Петербурге, в семье инженер-генерал-поручика. Окончил с отличием Дворянскую артиллерийскую школу, в 1761 г. произведен в прапорщики и назначен командиром роты Астраханского пехотного полка. Участвовал в Русско-турецких войнах 1768-1774 гг. и 1778-1791 гг. Он был учеником и соратником А.В. Суворова, участвовал в штурме Измаила (где и получил свое знаменитое ранение), в сражениях при Бабадаге и Мачине. В 1792-1794 гг. возглавлял чрезвычайное русское посольство в Константинополе, был командующим и инспектором войск в Финляндии, выполнил ряд дипломатических поручений (переговоры с Пруссией и Швецией). В 1798 г. был произведен в генералы от инфантерии.

В 1799-1802 гг. был литовским и петербургским военным губернатором, в 1802 г., попав в опалу, находился в отставке. В условиях надвигающейся войны с Наполеоном и необходимости завершения затянувшейся войны с Турцией царь был вынужден в 1811 г. назначить М.И. Кутузова главнокомандующим Молдавской армией. В июле под Рущуком русские войска одержали крупную победу, а в октябре ими была окружена и взята в плен вся турецкая армия. За эту победу Кутузов получил титул графа. Будучи опытным дипломатом, он добился выгодного для России Брестского мирного договора 1812 г., за что получил титул светлейшего князя. В начале 1812 г. был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. В августе назначен главнокомандующим русской армией.

В начале 1813 г. руководил военными действиями на территории Польши и Пруссии. М.И. Кутузов умер 16 апреля 1813 г. в силезском городе Бунцлау. Тело было забальзамировано и похоронено в Казанском соборе Петербурга.

12 октября 1962 г. в дни празднования 150-летия Бородинской битвы решением исполнительного комитета Владивостокского городского Совета депутатов трудящихся вновь образованная улица в районе Второй Речки была наименована улицей Кутузова. В наше время рядом с кинотеатром "Нептун"установлен бюст великому полководцу, прославившему русское оружие в тяжелое для страны время, отчего память о нем жива до сих пор.

«Прогресс Приморья», № 35 (247) от 05.09.2013 г.

Подготовил Вадим Лавров

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно